9 сентября – Всемирный день электротранспорта

Все о зарядных портах для электромобилей

Какие бывают разъемы зарядки.

Подобно тому, как мы заправляемся дизелем или бензином на классических АЗС, в мире электромобилей существуют разные разъёмы (или розетки) для зарядки электромобиля. В настоящее время американские, европейские, китайские и японские автопроизводители используют разные разъемы и протоколы подключения своих электромобилей к зарядным устройствам. В этой статье мы хотим рассказать о существующих разъемах для зарядки, чем они отличаются и от чего зависит выбор разъема для того или иного электромобиля. После прочтения данной статьи Вы с легкостью будете разбираться во всех разъемах для зарядки.

Важен регион производства электромобиля

Все зарядные разъемы и коннекторы делятся по регионам производства электромобиля. Например Tesla произведенная для американского региона, будет обладать своим собственным одноименным портом для зарядки — Tesla, а Tesla произведенная для Европы будет обладать разъемом для зарядки Type 2 и CCS Combo 2. Поэтому важна не модель электромобиля, а именно рынок для которого он был произведен и где планируется его эксплуатация.

Европа

Электромобили произведенные для европейского рынка будут обладать комбинированным портом CCS Combo 2, который сочетает в себе порт Type 2 (он же Mennekes) и CCS 2.

— Type 2 (Mennekes) заряжает электромобиль переменным током AC
— CCS Combo 2 заряжает электромобиль постоянным током DC

Большинство публичных зарядных станций в России будут обладать данным портами. Поэтому электромобиль произведенный для европейского рынка является наиболее комфортным для использования в России.

США и Америка

Электромобили произведенные для американского рынка будут обладать комбинированным портом CCS Combo 1, который сочетает в себе порт Type 1 (он же J1772) и CCS 1. Исключением являются электромобили Tesla, которые имеют собственный зарядный порт Tesla в американском регионе.

— Type 1 (J1772) заряжает электромобиль переменным током AC
— CCS Combo 1 заряжает электромобиль постоянным током DC
— Порт Tesla может заряжает электромобиль переменным током AC и постоянным током DC.

Большинство публичных зарядных станций в России не будут обладать данным портами. Поэтому если Вы приобрели электромобиль для американского региона, Вам нужно будет использовать переходник для публичных станций.

Япония

Электромобили произведенные для японского рынка будут обладать портами Type 1 и CHAdeMO.

— Type 1 (J1772) заряжает электромобиль переменным током AC
— CHAdeMO заряжает электромобиль постоянным током DC

Большинство публичных зарядных станций в России обладают портом CHAdeMO, но не обладают портом Type 1. Для быстрых зарядных станций Вам не потребуется использовать переходник.

Китай

Электромобили произведенные для китайского рынка будут обладать портами GB/T AC и GB/T DC

— GB/T AC заряжает электромобиль переменным током AC
— GB/T DC заряжает электромобиль постоянным током DC

Типы разъемов электромобилей и виды зарядных станций.

Первое, что следует понимать – это то, что все станции делятся между собой на: DC (постоянного тока) и AC (переменного тока).

Здесь нужно сказать, что на многих моделях электромобилей присутствует два отдельных зарядных разъема. Смысл этого в том, что разъем переменного тока подведен к бортовому инвертору, который превращает переменный ток в постоянный и подает его на аккумулятор. Разъем же постоянного тока подключен напрямую и от батареи его отделяет только управляющая и защитная электроника.

Важно! Каждая из этих систем имеет свои допуски, минимально и максимально возможные нагрузки, ограничения по мощности. Данные показатели индивидуальны для каждой модели электромобиля. Не пренебрегайте этой информацией и внимательно отнеситесь к изучению сопроводительной документации.

В связи с индивидуальными различиями электромобилей, в зависимости от марок, моделей и годов выпуска, далее, говоря о максимальной мощности заряда, мы будем говорить только о максимально допустимой мощности, которую может выдать зарядная станция через зарядный порт. Никакой конкретизации относительно того, сколько может принять на себя ваша модель электромобиля, мы предоставить не можем – данная информация есть в вашей инструкции по эксплуатации.

Станции переменного тока (AC) обладают мощностью до 43 кВт.

Имеют два типовых разъема:

Type 1 (Тип 1, SAE J1772, JPLUGJ-штекер) – североамериканский стандарт, чаще всего встречающийся в электромобилях американского и японского происхождения, а также в некоторых азиатских моделях. На верхней части корпуса имеет характерную кнопку.

  • Фаза – однофазный;
  • Максимальная мощность, кВт – 7,4;
  • Максимальное напряжение, В – 230;
  • Сила тока, А – 32;
  • Контактов, шт. – 5.

Type 2 (Тип 2, Mennekes) – европейский стандарт, разработанный в Германии. Популярен среди электромобилей из Европы, а также некоторых моделей из Китая. Отличается от первого наличием дополнительных контактов для использования трехфазных электросетей (в России обычно встречается напряжением 380 Вольт).

  • Фаза – однофазный, трехфазный;
  • Максимальная мощность, кВт – 7,4 и 22 (пороговая 43);
  • Максимальное напряжение, В – 400;
  • Сила тока, А – 63;
  • Контактов, шт. – 7.

Станции постоянного тока (DC) имеют мощность до 500 кВт.

Обычно используют два стандартных разъема:

CHAdeMO (CHArge de Movie) – разработан в Японии при участии TEPCO (Токийская энергетическая компания). Название является аббревиатурой и на русском языке звучит как «зарядись для движения», «зарядись и двигайся» и т.д. Это стандарт высокоскоростной зарядки, использующий постоянный ток. Чаще всего встречается на японских праворульных электромобилях, а также в импортированных из США.

  • Максимальная мощность, кВт – 62,5;
  • Максимальное напряжение, В – 500;
  • Сила тока, А – 125;
  • Контактов, шт. – 2.

CHAdeMO 1.2:

  • Максимальная мощность, кВт – 200;
  • Максимальное напряжение, В – 500;
  • Сила тока, А – 400;
  • Контактов, шт. – 2.

Также стоит упомянуть CHAdeMO 2.0 и разрабатывающийся 3.0 с более высокими показателями, для достижения их пороговых мощностей нужны будут кабели с водяным охлаждением.

CCS Combo (Combo 1 и Combo 2) – тип разъема электромобиля, появившийся в Европе. Один из самых серьезных конкурентов CHAdeMO. По факту, это усовершенствованная версия Type 1 и Type 2 – в обоих случаях добавлено два дополнительных контакта. Предоставляет возможность заряжаться от любой удобной станции — постоянного или переменного тока. Наиболее распространенным является Combo 2, использующийся на европейских электромобилях. Combo 1 довольно редкий, встречается на американских и японских.

  • Максимальная мощность переменного, кВт – 7,4
  • Максимальная мощность постоянного, кВт – 350;
  • Максимальное напряжение, В – 200-500;
  • Сила тока, А – 200
  • Контактов, шт. – 5+2 и 3+2.

Надо заметить, что в приборную вилку («розетку», находящуюся непосредственно в электромобиле) такого типа можно подключать простой кабель Тип 1 или Тип 2, в зависимости от разъема – без использования контактов постоянного тока.

Combo 2. 

Combo 1.

Это основные типы разъемов электромобилей, которые обычно встречаются в нашем окружении. Но далеко не все. Среди более редких можно встретить такие, как:

Разъем Tesla Supercharger – казалось бы, что может пойти не так? Имя компании прочно ассоциируется с Илоном Маском, а его разработки известны по всему миру. Однако, Tesla развивается подобно Apple, формируя свою экосистему. В виде конкурентного преимущества используются собственные стандарты, разъемы и протоколы, а для эффективного продвижения — статус «только для своих». И если самому автомобилю для подзарядки от других станций просто требуется переходник, то станцией Tesla Supercharger никто другой зарядиться не сможет. Справедливости ради – в нашей стране их пока почти нет.

На фото ниже: справа – разъем Tesla, слева – он же, но для Европы:

Разъем GB/T (GBT) – был разработан исключительно для китайского рынка. Существует двух типов – для постоянного и переменного тока. Отличается высокой мощностью, но в нашей стране практически не встречается. Внешне похож на Type 2, но с ним не совместим. 

Теперь, когда с типами разъемов электромобилей все ясно, можно закрепить понимание, применив эти знания на практике.

Примеры и интересные факты

Электромобиль Renault ZOE, который может заряжаться от трехфазной станции с максимальной мощностью 43 кВт. Для комфортной эксплуатации владельцу понадобится кабель с разъемами Type 2 на обоих концах: 

Для Nissan Leaf, привезенного из Японии также подходят трехфазные зарядные станции с розеткой Тип 2. Но для их использования понадобится кабель с разъемом Type 1 на одном конце (для подключения к электромобилю) и Type 2 на другом – для самой станции. Использоваться при этом будет одна фаза, а максимальная мощность будет равна 7,4 кВт, если это не противоречит характеристикам электромобиля. Есть модели, где порог по переменному току равен 3,5 кВт. 

Это интересно:

По праву считается, что Европа задает тренды во всем, что касается электромобилей. Большинство зарядных станций там имеют три фазы, а разъем Type 2. В рамках борьбы за экологию и перехода на электромобили создаются корпоративные парковки. Многие из них оснащены не только обычными розетками для подзарядки, но и несъемным кабелем. Такие же системы устанавливаются в частных домах – смысл прост: владельцу не нужно беспокоиться о том, взял он кабель с собой или нет. Да и время на то, чтобы достать, размотать, собрать и убрать свой кабель не тратится. Но этот способ хорош, когда в эксплуатации всегда находятся авто с одинаковыми стандартами зарядки, либо один и тот же электромобиль.

Вывод:

Среди типов разъемов электромобилей можно выделить четыре наиболее актуальных для нашей страны:

AC (переменный ток):

  • Type 1: авто из США или Японии. Максимальная мощность 7,4 кВт. Одна фаза.
  • Type 2: авто из Европы. Максимальная мощность 7,4 или 22 кВт. Три фазы.

DC (постоянный ток):

  • CHAdeMO: авто из Японии или импортированные из Америки. Максимальная мощность до 200 кВт.
  • Combo 2: модели из Европы. Максимальная мощность для постоянного тока 350 кВт, для переменного 7.4 кВт.

Надеемся, наша статья помогла вам хоть немного разобраться в ситуации. Водите с удовольствием, будьте осторожны на дорогах и оставайтесь с нами.

Цены на рапереходник для электромобилей!
1) Chademo 226 000 руб
2) GB-T/CCS2 246 000 руб
3) CC2/GB 113 000 руб

Может быть интересно