Что дальше?
Опытная эксплуатация гигафабрики стартует в Калининграде до конца 2025 года
Опытная эксплуатация гигафабрики стартует в Калининграде до конца 2025 года
Опытно-промышленная эксплуатация первой в нашей стране гигафабрики по производству литий-ионных ячеек и батарей начнется в 2025 году. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на главу региона Алексея Беспрозванных.
Производство литий-ионных аккумуляторных батарей мощностью 4 ГВтч расположено в Неманском районе Калининградской области. Годовая мощность производства составляет до 50 тысяч батарей для электромобилей. При повышенном спросе на продукцию возможно введение второй и третьей очередей до достижения суммарной мощности производства в 14 ГВтч.
Гигафабрика способна обеспечить рабочими местами порядка 900 человек, а с учетом смежных производств – до 1,5 тысячи. Со стороны Росатома реализацию проекта осуществляет отраслевой интегратор – ООО «Рэнера».
Для экономики области строительство завода имеет большое значение, считает губернатор. Запуск гигафабрики выводит регион на новый уровень – в области будет сосредоточено также производство автомобилей и батарей.
Известно, что в 2025 году по инициативе губернатора для поддержки инвестпроектов промышленных предприятий региона будет дополнительно выделено из резервного фонда Правительства РФ 250 млн рублей на их финансирование.
Фото: ООО «Рэнера»
Автор: Елена Молибога. Источник: АВТОСТАТ
Компактный мотор Horse C15 превращает электромобили в гибриды: автогиганты меняют курс
Компактный мотор Horse C15 превращает электромобили в гибриды: автогиганты меняют курс
Автор: Павел Афанасьев, level.ru
В автомобильной индустрии наметился неожиданный поворот: компании, еще недавно воспевавшие электромобили, теперь активно ищут пути возвращения к гибридным технологиям. На этот раз на сцену вышла компания Horse, представившая весьма необычный силовой модуль C15, который способен существенно расширить возможности современных электрокаров.
«Сердцем» новинки стал компактный 1,5-литровый четырехцилиндровый двигатель, объединённый с генератором, инвертором и системой охлаждения. Весь этот комплекс по габаритам сопоставим с крупным портфелем: длина — 500 мм, ширина — 550 мм, глубина — 275 мм. Благодаря столь скромным размерам агрегат можно разместить даже в ограниченном пространстве, например, в задней части электромобиля, причем установка возможна как горизонтально, так и вертикально.
Главная идея — простота интеграции: C15 позволяет без существенных доработок превратить чистый электромобиль в гибрид с увеличенным запасом хода. Это решение может стать настоящим спасением для автопроизводителей, которые столкнулись с ограничениями полностью электрических платформ. Horse утверждает, что установка нового модуля требует минимальных изменений и не влечет за собой значительных затрат.
Технически C15 соответствует стандарту Евро-7 и в атмосферном варианте развивает до 95 л.с., а для более крупных машин предусмотрена турбоверсия мощностью до 163 л.с. Двигатель универсален по топливу: он работает не только на бензине, но и на этаноле, метаноле и даже синтетических смесях.
По словам главы Horse Powertrain Матиаса Джаннини, гибридные силовые установки становятся самым быстрорастущим сегментом на мировом рынке. Новый C15 — это шанс для производителей быстро и экономично адаптировать свои электроплатформы под гибридные решения, не теряя актуальности в условиях меняющихся трендов.
Электрокар на паузе: разработана алмазная батарея для электромобилей
Электрокар на паузе: разработана алмазная батарея для электромобилей
Jun-Hong An
Китайские учёные разработали революционную квантовую батарею на основе алмаза, которая практически не теряет заряд во времени. В её основе — особые NV-центры (нитроген-вакансии) в кристалле алмаза, использующие спин электрона для удержания энергии без подключения к внешнему источнику.
Главная особенность — подавление саморазряда. Это удалось за счёт сохранения так называемой когерентной эрготропии — формы энергии, которую можно эффективно извлечь. Благодаря тому, что батарея не взаимодействует с внешним квантовым зарядным устройством, она сохраняет заряд дольше и с меньшими потерями.
Сама технология не требует сложных внешних систем или зарядников, что делает её потенциально масштабируемой и устойчивой. Уже сегодня NV-центры активно применяются в квантовых сенсорах и вычислениях — и теперь открывают дорогу к долговечным источникам энергии.
Исследование было опубликовано в июле 2025 года. Учёные уверены, что этот подход может стать основой для будущих энергоэффективных квантовых устройств, способных быстро заряжаться и долго сохранять энергию. Следующий шаг — масштабирование технологии с использованием сразу нескольких NV-центров.
Huawei: запас хода 3000 км и зарядка за 5 минут
Huawei собирается произвести революцию в автомобильной отрасли. Запас хода 3000 км и зарядка за 5 минут.
Huawei запатентовала твердотельную батарею на основе сульфида, которая обеспечивает дальность хода до 3000 километров и сверхбыструю зарядку всего за пять минут.
В патенте описывается архитектура твердотельной батареи с плотностью энергии от 400 до 500 Вт·ч/кг, что потенциально в два-три раза больше, чем у обычных литий-ионных ячеек. В заявке также подробно описывается новый подход к улучшению электрохимической стабильности: легирование сульфидных электролитов азотом для устранения побочных реакций на литиевом интерфейсе, давнего препятствия для коммерциализации сульфидных батарей. Разработка Huawei направлена на повышение безопасности и срока службы за счет смягчения деградации в этом критическом соединении.
Участие Huawei в исследовании твердотельных аккумуляторов отражает более широкую тенденцию среди китайских технологических и автомобильных компаний. Хотя Huawei не производит силовые аккумуляторы, она проявляет растущий интерес к материалам для аккумуляторов. Ранее в 2025 году компания подала отдельный патент на синтез сульфидных электролитов — ключевого материала, известного своей высокой проводимостью, но также и высокой стоимостью, иногда превышающей цену золота.
Китайские секторы электромобилей и технологий активно изучают технологии твердотельных аккумуляторов, чтобы снизить зависимость от традиционных поставщиков аккумуляторов, таких как CATL и BYD. Такие компании, как Xiaomi и Nio, зависят от сторонних производителей аккумуляторов. Тем не менее, они ищут способы вертикальной интеграции и восстановления контроля над этим дорогостоящим компонентом, который может составлять более половины себестоимости производства электромобиля.
Toyota представила свой прототип твердотельного аккумулятора в 2023 году, заявив о запасе хода в 1200 километров и времени зарядки в 10 минут, нацелившись на коммерциализацию в течение пяти лет. Китайские компании теперь ежегодно подают более 7600 патентов на твердотельные аккумуляторы, что составляет 36,7% от мировой активности.
CATL планирует начать пилотное производство гибридной твердотельной батареи к 2027 году.
По материалам IXBT.com
Компания Saiter — платформа для новой экономики Китая
Компания Saiter – платформа для новой экономики XXI Китая.
Электротранспорт стал для китайской экономики платформой для развития новой индустрии, подобно ленинскому плану ГОЭЛРО в строительстве экономики молодой советской республики. Развитие электротранспорта породило формирование нового экономического уклада — бурный рост новой сферы индустрии «вширь и вглубь».
Сегодня важно не столько производить (масштабы уже огромны), сколько обслуживать, тестировать, поддерживать технологические стандарты продукции. Здесь отличным примером выступает компания Saiter, основанная в 2015 году в Шэньчжэне, и уже ставшая мировым лидером в своём секторе.
Saiter специализируется на разработке тестовых систем для электромобилей и зарядных станций. Основываясь на более чем 5-летнем опыте, компания создала портативные и интегрированные тестовые решения, соответствующие стандартам GB/T, CCS (IEC/ISO/DIN/SAE), CHAdeMO и Tesla.
На территории России и стран СНГ официальным дистрибьютором SHENZHEN SAITER NEW ENERGY TECHNOLOGY CO., LTD. является ООО «Е-КА». Сотрудничество началось в 2022 году. За это время было поставлено тестеров для зарядных станций на сумму более 100 млн рублей.
Среди клиентов — ведущие производители зарядной инфраструктуры, такие как АО «Реватт Рус», ООО «Парус Электро», АО «ППМТС «Пермснабсбыт» и другие.
Выставка EVSE-2025 в Шэньчжэне, Китай
Представители Ассоциация развития электротранспорта в составе делегации, организованной Министерством высшего образования и науки РФ, посетили выставку International Electric Vehicle Supply Equipments Fair (EVSE) Shēnzhèn 2025, проводившуюся с 14 по 16 апреля 2025 года в городе Шэньчжэнь, Китай. EVSE является самым значительным мероприятием в индустрии зарядных устройств в Китае и имеет репутацию «маяка для развития индустрии зарядных устройств».
Она проводится в выставочном центре Шэньчжэня — современном многофункциональном комплексе в центре города, идеальном для международных мероприятий.
Организатор — Международная конгрессно-выставочная компания Zhenwei, также ежегодно проводящая аналогичную выставку в Шанхае.
Китай — крупнейший рынок электромобилей. Электротранспорт составляет уже более 50% автопарка, а значительные инвестиции в технологии и инфраструктуру сделали китайские компании лидерами отрасли.
Электромобили улучшают экологию, снижают зависимость от импорта нефти и позволяют использовать национальные возобновляемые источники энергии. Всё это активно демонстрировалось на EVSE.
Были представлены: электромобили, зарядная инфраструктура, системы хранения и интеграции энергии, технологические решения. Ключевая задача выставки — обмен знаниями и продвижение инноваций.
Основные разделы выставки:
- Интеллектуальные решения для зарядки: устройства, модули, порты.
- Вспомогательное оборудование: шкафы, трансформаторы, инверторы.
- Передовые технологии: беспроводная, гибкая и сверхбыстрая зарядка.
- Интеллектуальная парковка и гаражи.
- Бортовая техника: двигатели, зарядки, системы управления.
- Батареи и системы управления ими.
- Компоненты: кабели, держатели, разъёмы.
- Системы хранения и управления энергией.
- Инфраструктурные решения и интеграция с энергосистемой.
В следующих материалах мы расскажем о самых интересных новинках выставки.
Ситников В.А.
Исполнительный директор Ассоциации развития электротранспорта
Форум «Заправка 4.0»: стратегия развития АЗС
РЕЛИЗ
Форум «Заправка 4.0»: «Топливный рынок – 2030: стратегия развития и регулирования АЗС в новой реальности»
4 июня 2025 года в Москве прошёл первый Всероссийский форум АЗС «Заправка 4.0». Мероприятие состоялось в «Центре событий РБК» при поддержке Министерства энергетики РФ, Министерства транспорта РФ, а также правительств Калужской, Тульской, Челябинской областей и республик Татарстан и Башкортостан.
В форуме приняли участие более 130 компаний из различных регионов России и стран СНГ, что подтвердило высокий интерес к трансформации топливной отрасли в условиях новой экономической и технологической реальности.
Форум открылся приветственными словами Дмитрия Викторовича Исламова, заместителя министра энергетики РФ, который подчеркнул значимость форума как стратегической площадки для диалога и обмена опытом. Он выразил уверенность, что «Заправка 4.0» станет эффективным инструментом выработки решений, способствующих развитию отрасли и улучшению качества жизни граждан.
Андрей Сергеевич Никитин, заместитель министра транспорта РФ, в своем приветственном слове отметил, что Всероссийский форум АЗС — важная платформа для взаимодействия между государством, бизнесом и профессиональными ассоциациями, что позволит сформировать целостное видение будущего отрасли.
В обсуждениях также приняли участие представители Комитета ТПП РФ, ФАС России, Петербургской биржи, НААНС-МЕДИА, Национального агентства промышленной информации и компании Б1. Участники рассмотрели ключевые вопросы развития АЗС, роль альтернативных видов топлива, энергетическую безопасность регионов, поддержку независимых сетей и кадровое обеспечение отрасли.
Тематические сессии:
- АЗС как точка роста региона: была посвящена обсуждению трансформации автозаправочных станций в многофункциональные зоны (МФЗ), которые становятся ключевыми элементами развития транспортной инфраструктуры для повышения туристической привлекательности регионов. Участники сессии рассмотрели вопросы государственной поддержки, инвестиционных возможностей, партнерства с ритейлом и QSR, использования франшизы, развития автотуризма, анализа взаимодействия комплексов и инвестиций в оборудование и инфраструктуру АЗС. Компании участники: Kept, ЛИКАРД, Автодор-Девелопмент, Центр развития туризма «Калужский край», Российская ассоциация франчайзинга, Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга, Унитех, Рефетторио.
- Цена в деталях: Эксперты провели дискуссию о роли мелкооптового рынка и срочных финансовых инструментов в обеспечении стабильности, прозрачности и эффективного ценообразования для участников топливной отрасли, особенно для независимых игроков, меры стимулирования ликвидности и вовлеченность банков в срочный рынок и другие вопросы. Участники дискуссии: ПРОЛЕУМ, Петербургская биржа, Ассоциация товарных брокеров, Уфаойл, АК БАРС Банк.
- Цифровой контроль: В рамках сессии рассмотрели современные цифровые инструменты и IT-решения, которые позволяют автозаправочным станциям эффективно управлять бизнесом, обеспечивать безопасность, оптимизировать процессы, повышать лояльность клиентов и увеличивать прибыль. Управление цепочками поставок, возможности топливных карт, автоматизацию с помощью RPA, методы увеличения трафика, инновации в кофейном бизнесе и комплексную цифровую трансформацию автозаправочных станций. Спикеры: Teboil PRO, Татнефть-АЗС Центр, РусХОЛТС, Промышленные криптосистемы, ADDREA, AZScontrol.
- Вызовы для АЗС: Спикеры обсудили перспективы развития автопарка в России, конкуренцию различных источников энергии, возможности для заправочных станций в новой реальности, развитие зарядной инфраструктуры на федеральных трассах, перспективы развития и потребности автомобильного рынка в России, конкуренцию электроэнергии, газа и нефтепродуктов, возможности для АЗС при росте популярности электротранспорта, а также экологические и экономические аспекты перехода на альтернативные виды топлива. Участники: ИнфоТЭК, Метаника, Punkt-e, ПСС, Реватт Рус, ГРИН ДРАЙВ, Ассоциация развития электротранспорта, АВТОСТАТ.
Партнёрами и спонсорами Форума выступили: Лукойл-Интер Кард, Реффеторио (завод Челябторгтехника), ОВС Технологии, AZScontrol и Ярославская керамическая мануфактура.
Социальный проект: В рамках форума был успешно реализован социальный проект «Топливо Победы: память и наследие», призванный сохранить историческую память о неоценимом вкладе работников топливной отрасли в Победу в Великой Отечественной войне.
Премия форума «Заправка 4.0»:
- Социальная инициатива — ПАО «ЛУКОЙЛ»
- Лучшая цифровая АЗС — ООО «Объединение Агрегейт» и ПАО «Газпром нефть»
- «Заряд прогресса» — Punkt-e
- Лучшая программа лояльности — ПАО «ЛУКОЙЛ»
- Экологическая инициатива — ООО «Татнефть-АЗС Центр»
Итоги и планы: Форум «Заправка 4.0» стал важной вехой для отрасли, объединив деловое сообщество, государственные структуры и экспертов топливного рынка, для формирования устойчивой, цифровой и экологичной АЗС инфраструктуры будущего. Форум будет проходить ежегодно, с организацией выездных региональных площадок и мероприятий-спутников. Регистрация на мероприятие 2026 года уже открыта. Следующая «Заправка 4.0» обещает быть ещё более масштабной и насыщенной программой, выставочной экспозицией и представленным кейсам, отражая актуальные изменения и вызовы отрасли.
Организаторы: АНО «АРФК» и Квадрат ресурс. Подробнее и регистрация: azsforum.ru