9 сентября – Всемирный день электротранспорта

Как белорусы создают свой электромобиль.

Директор завода «БелДжи» раскрыл подробности проекта

В Беларуси полным ходом проектируют и создают первый отечественный электромобиль. Работы ведутся по поручению президента Александра Лукашенко. Опытным образцом, макет которого был представлен еще в прошлом году, занимаются инженеры Объединенного института машиностроения Национальной академии наук РБ. Базой для белорусской «электрички» выбран собираемый близ Минска компактный кроссовер Belgee Х50/.

Работа на два результата

Некоторые детали проекта российским журналистам, среди которых и спецкор «Китайских автомобилей», раскрыл генеральный директор сборочного предприятия «БелДжи» Геннадий СВИДЕРСКИЙ.

— Мы выступили в роли этакого субподрядчика — предоставили ученым автомобиль, всю необходимую документацию и по необходимости выступаем в роли консультантов, — заявил он. – Есть платформа, есть желание инженеров удовлетворить свое профессиональное любопытство. Насколько это проект окажется конкурентным, пока говорить рано. Но делать это нужно, чтобы оценить глубину проникновения в документацию и понимать многие системные вещи.

Электрический кроссовер Belgee eX50 / скриншот с видео

По словам Геннадия Свидерского, в результате работы можно получить два результата – современную и востребованную рынком машину, а также попытаться освоить компетенции, которые есть у китайских коллег. Которые они, в свою очередь, получили от многолетнего сотрудничества с Volvo.

— Это очень важно, — отметил гендиректор сборочного предприятия. — Гигантские самосвалы и карьерную технику выпускать умеем, а своих наработок в области легкового автомобилестроения пока что нет. Набирать компетенцию можно только на конкретных задачах. Если проект первого белорусского электромобиля окажется технически реализуемым, а еще и коммерчески успешным, то, как минимум, сэкономим на сварке, окраске и сборке.

Первый электромобиль в Беларуси уже едет

Рабочее название электромобиля — Belgee eX50. Все компоненты электропривода, повторимся, белорусской разработки и производства. Аккумуляторная батарея – литий-ионная ёмкостью 65 кВт/ч, жидкостного охлаждения. Она несменяемая, располагается в днище автомобиля. Для этого специально было переварено днище, в следствии чего кресла смонтированы чуть выше. Ячейки закупались в Корее, электропривод, инвертор, система управления этими ячейками – дело рук белорусских инженеров.

Электрический кроссовер Belgee eX50 создан на базе Geely Coolray / скриншот с видео

По данным, озвученным в белорусской прессе, производством двигателя будет заниматься предприятие «Могилевлифтмаш», которое в настоящее время производит тяговые двигатели для пассажирского и грузового транспорта. Силовую электронику освоит новополоцкая компания «Измеритель», батареями займется 1AK-Group. К слову, в настоящее время в республике идет строительство цеха по сборке литий-ионных батарей. Ячейки для АКБ будут поставляться из Китая, сборка и тестирование элементов питания – это уже по части белорусов.

Снаряжённая (полная) масса электромобиля — 1815/2115 кг. Тип электродвигателя — синхронный. Крутящий момент — 300 Нм. Номинальная мощность — 80 кВт (109 л.с.), максимальная мощность — 120 кВт (163 л.с.). Максимальная скорость — 130 км/ч, зарядный порт – GB/T. Запас хода — 400 км.

Гендиректор завода «БелДжи» Геннадий Свидерский беседует с российскими журналистами

По словам Геннадия Свидерского, электромобиль EX50 «уже едет». Впереди выпуск опытно-промышленной партии машин, которые должны будут получить оценку экспертов завода «БелДжи». Если «электричка» дойдет до серийного производства, это может позитивно отразиться на рыночных ценах в данном сегменте.

А что донор?

Кроссоверы Belgee X50 на площадке готовой продукции завода «БелДжи»

«Донорский» автомобиль Belgee X50 производится на заводе «БелДжи» вот уже 4 года, правда, поначалу он носил иное название – Geely Coolray. По словам сотрудников предприятия, на сегодня это самый востребованный продукт – как в плане сборки, так и в отношении продаж.

Идет постепенная локализация продукта – на сегодня на автомобиль устанавливают ветровое стекло производства «Фуяо Стекло Ру», два вида аккумуляторов (российский «Аком» и брестский «Зубр»), шины ОАО «Белшина», устройство вызова экстренных служб. Протестированы и одобрены заводом красноярские колесные диски, первые поставки на конвейер уже начались.

Андрей ИВАНОВ (@chinamashina), Минск, фото автора

Может быть интересно